История фестиваля

    Если вы хотите посмотреть фотографии и видео с предыдущих фестивалей — то за этим лучше заглянуть в Архив. Если вам нужна краткая вводная на тему «что это и зачем» — загляните в общую информацию о фестивале. Здесь же нечто совершенно иное, а именно — краткий исторический экскурс. Именно краткий, ибо если останавливаться в мелких деталях на каждом нюансе, на каждом человеке, то можно написать целую книгу (а ещё можно не осилить и не написать).

    
    Предыстория: возникновение фестиваля

    Давным-давно, в незапамятные времена 2005-го года, когда интернет всё ещё был роскошью, и аниме заказывали на жёстких дисках из других городов, переписывая потом на DVD (а то и CD), аниме-движение в Омске неспешно варилось в собственном соку. Было два основных места сборов страждущих — клуб «Омка» и форум «ОмскСугой», мало пересекавшихся друг с другом.
    В течение нескольких месяцев на форуме «ОмскСугой» муссировалась мысль о показах аниме на большом экране, пока наконец в январе 2006 года не случился первый такой показ в «Киновидеоцентре». Шли месяцы, показы происходили регулярно, и со временем стало хотеться большего, в частности после посещения фестиваля «Азия-Бриз» в августе 2006. Параллельно с показами и фестивальными поездками рождался знакомый уже многим магазин «АнимеСтафф», только тогда он ещё лишь мечтал стать настоящим магазином.
    А решающим толчком к большим переменам стал всероссийский фестиваль в Воронеже, прошедший в 2007 году. До сих пор остаётся загадкой, что именно сподвигло ленивых анимешников покинуть Омск и протрястись три дня в плацкарте (и ещё три обратно), но из Воронежа они вернулись безнадёжно инфицированными фестивальной заразой.

    
    Дай-Фест — первый ком блином

afisha_v3_flat

    Первое время было совершенно неясно, кто и что должен делать, как это должно происходить и почему. Непросто было выбрать даже название фестиваля: хотелось, в частности, выбрать «Дайкон», но оказалось, что какие-то негодяи из Японии уже использовали это название для своего фестивальчика много лет назад. В итоге назвали «Дай-Фест». «Дай» в данном случае означает «большой» в переводе с японского. Может нескромно, но кто захочет свой фестиваль заведомо назвать «маленьким»?
    Постепенно сложился состав организаторской группы, который, впрочем, каждый год претерпевал некоторые изменения: редкий человек выдерживал выпадавшие на него тяготы и заботы, усугубляющиеся дедлайном, который не может быть отодвинут ни при каких обстоятельствах.
    Фестивалю, совершенно бесспорно, нужна была своя «фишка», которая отличала бы его на фоне всех остальных. И поскольку так сложилось, что в городе нашлось несколько музыкальных групп, готовых исполнять песни японских исполнителей (в том числе саундтреки из аниме), этой фишкой стал J-Rock концерт, одновременно оказавшись самым спорным моментом в программе фестиваля ввиду своей затратности и неоднозначной реакции публики.
    Денег брать было неоткуда, в итоге аренда помещения и оборудования, а также полиграфия — всё оплачивалось из своего кармана, причём в то время с минимальной предварительной продажей билетов. Путём перебора помещений выбор был остановлен на ДК Красной Гвардии.
    Что ещё должно быть у уважающего себя фестиваля? Маскот, или талисман. И он появился, причём раньше, чем логотип (к слову, до сих пор почему-то не все понимают разницу между талисманом и логотипом). Ввиду того, что омичи — люди с альтернативным мышлением, автор маскота был выбран не из местных рисователей, а волшебным образом изъят из мрачных глубин интернета. Им стал «Художник-кун», создатель «Слави-тян», которая специально для фестиваля была им нарисована в новых образах. Кто этот человек в реальности — так и осталось тайной, в лучших традициях анонимного интернета.

badge_talisman_front badge_round_talisman_rear badge_round_logo


    Программу фестиваля разделили на три дня, ориентируясь на воронежский формат: вечернее открытие, затем день насыщенного шоу, и лёгкий день-«отходняк» на семинары, только всё это в одном и том же помещении. И, не поверите, фестиваль прошёл (можно даже сказать «благополучно», так как все остались живы-здоровы, разве что оргкомитет в финансовом минусе). Была целая одна сценка (от нашего уникального неизменного участника — группы «СуперАлиса»), 26 участников одиночного дефиле (среди них — двое из Екатеринбурга), 6 рок-групп, несколько показов аниме и семинары.
    А потом благодарные зрители сделали заметку про фестиваль на википедии.

    
    
    
    Дай-Фест II — растём, сокращаясь


    Говорят, что сделать первый шаг тяжелее всего. Но это утверждение работает не всегда, к сожалению. В частности, если до проведения первого фестиваля реальный объём задач был неясен, и оптимизм преобладал, то перед вторым уже пришлось собираться духом, чтобы двигаться дальше.
    Поразмыслив здраво, программу фестиваля уместили в два дня, поделив на концертную и косплейную части. Такое разделение просуществовало до четвёртого фестиваля включительно. Участников, тем временем, стало больше: после одного сценического выступления в прошлом году шесть в этом казалось гигантской цифрой, так что мы впервые озадачились такой штукой, как план репетиций. А музыкальных групп было уже восемь.
    На фронте сценического косплея появился клуб «Кьюби», который долгое время радовал организаторов своей собранностью, а зрителей — качественными постановками. Сейчас клуба, увы, уже нет, но запомнили его многие :)
    Местом проведения была снова «Красная Гвардия», но после фестиваля стало ясно, что нам пора в другое помещение: и гримёрок мало, и за сценой тесно, и зрители, хоть их не так много, как хотелось бы, тоже временами как сельди в бочке. Порой казалось, что людей значительно больше, чем продано билетов, но что уж тут, следить за этим получалось не очень хорошо…
    Талисманом стала снова Славя-тян, только уже повзрослевшая. Она настолько повзрослела, что даже снялась для журнала «Космополитен». Ну то есть как «снялась», это выглядело вот так:


    В этом году её лик появился не только на афишах, значках и дипломах, но и на билетах, и печати.


logo_dai
    А ещё стараниями Александра Вилвариона появился фестивальный логотип :) И поскольку мы не московское метро, переделывать его за мильоны не будем. Да и хороший он, чего зазря переделывать?

    
    
    
    
    
    Дай-Фест III — переезд и новые фишки


2009 год ознаменовался переездом фестиваля в стены ДК «Шинник», он на долгое время стал «золотой серединой» среди разных вариантов по соотношению характеристик и стоимости аренды. Кроме того, по разным причинам была передвинута глубже в зимние холода дата проведения фестиваля.
    Конкурсную программу хотелось дополнить чем-то, что пока не известно местной публике, но достаточно популярно в других городах. Так, с этого года косплееры получили шанс ещё раз одеть когда-то сшитые костюмы, чтобы податься с ними на фотокосплей. Правда, организаторам после этого пришлось самим же постоянно доставать всех знакомых, чтобы набрать достаточно работ :)
    Выставка арта и фан-арта стала больше и разнообразнее. С этого года стало традицией делать три темы рисунков, при этом при выборе тем учитывается результат голосования среди вариантов, предложенных зрителями.
    Число косплееров росло, и вступило в действие ныне так привычное и очевидно для всех правило, что нельзя участвовать с одним костюмом более чем в одном конкурсе. На первых двух фестивалях мы не могли себе этого позволить: если бы не пускали на дефиле костюмы из сценок, на дефиле бы осталось крайне скудное число желающих. Как хорошо, что то время прошло :)
    А на дворе стоял 2009-й год. Казалось бы, не так давно, но тогда соцсеть «вконтакте» только набирала силу, и раньше мы ей не придавали никакого значения. А тут обнаружилось, что основная масса участников и зрителей уже там, что на форумы никого уже силком не заманишь — вот и фестиваль тоже вошёл в контакт, да так и не вышел до сих пор.
    Фестиваль рос, и тайного художника мы решили больше не тревожить, вместо этого поискали среди местных рисователей, и по наводке разведгруппы нашли Ольгу Быструшкину, которая создала нам нового маскота — девочку Дайко-тян (имя должно порадовать тех любителей оксюморонов, которые знакомы с азами японской грамоты). В компании Дайко можно наблюдать панду — последний отголосок ныне почившего форума OmskSugoi.


d3tic_v01_flat

    На билетах участников красовалась взрослая версия Дайко. Она должна была воплощать всю ту серьёзность, с которой косплееры должны были подходить к подготовке, всю ту непоколебимую решимость, с которой участники преодолевают препятствия по пути к вершине славы (в основном собственную лень), но, судя по ряду отзывов, в глазах Дайко скорее отражалась бездонная печаль оргкомитета (некоторых его членов, во всяком случае).

m_ticket_flat

    К счастью, не всё оргкомитет печалило, ибо кое-что радовало. Например, хроники предыдущих фестивалей! AMV-клипмейкер SolidSnake под чутким руководством неспящего ока создал клип по материалам первых двух Дай-Фестов, после чего вошло в традицию в начале каждого фестиваля показывать клип по предыдущему. Все эти клипы, к слову, можно посмотреть на официальном канале фестиваля. Да, можно было просто сказать «на канале», но «официальный» звучит так официально!

    
    
    
    
    Дай-Фест IV — изменчивая музыка

afisha_vertical_preview
Год больших перемен. Именно в это время стало ясно, что J-Rock концерт всё меньше уместен на фестивале: несмотря на то, что музыкальным группам Дай-Фест предлагал и хорошую концертную площадку, и небольшой гонорар, и кучу времени на саундчек, становилось меньше групп, желающих исполнять японские песни, да ещё и придумывать требуемый нами перфоманс. Тем не менее, четыре добротных коллектива выступили достойно, хорошо завершив тем самым эпоху концертов.
    Что символично, ровно столько же участников — четверо — было и в новом для Дай-Феста конкурсе: караоке. Его уже давно требовали разные люди, и наконец дождались. Правда, никто из тех, кто громче всех требовал, как это водится, на конкурс в итоге не подался.
    Другое нововведение — групповое дефиле. Это сейчас всем привычно, что оно есть, и как будто бы было всегда, со времён динозавров!
    Ещё оргкомитет усиленно думал, чего бы такого интересного добавить в призовой фонд? А поскольку думали омичи, то в итоге получилась омская птица. Но получилась хорошо, даже жалко было отдавать! Но отдали-таки в добрые руки.


omich_01

    Тем временем, сценическом косплее появился первый постоянный иногородний участник — клуб Изуми из Новосибирска, причём составил хорошую конкуренцию местным фаворитам.
    Неожиданно произвела фурор аутентичная раменная, размещённая в холле ДК. Для тех, кто не в курсе: «рамен» — японское блюдо из лапши, «раменная» — то место, где этим банчат. Так вот, Константин Скрипников сделал и лапшу, и место — причём очень удачно: публика оценила и пищу, и антураж.
    Качественный рывок в плане нового маскота и графического оформления полиграфии состоялся с приходом Татьяны Гармс в качестве фестивального художника. Новый маскот получил имя Симпу-тян и ручного зверька Гофу. Любители японского языка снова смогут найти в именах нечто забавное, а остальные могут просто полюбоваться цветными картинками.


chtotoA3_fl

    И да, впервые облупленный фасад «Шинника» прикрывал фестивальный баннер, издалека дающий понять путникам, что они идут верной дорогой.


71.80 КБ

    
    
    
    
    Дай-Фест V — половина юбилея

df5_afisha_omsk
Пять — не десять, но оргкомитет пахал так, как никогда до этого. Самое главное — было решено затянуть пояса и провести фестиваль в самом центре города — в театре юного зрителя. Зрители может и юные, а ценник по аренде не детский совершенно. От этого даже пришлось первый день сделать немного покороче.
    Впервые за долгое время, все ведущие чудом успели заранее сделать костюмы и снять вводное видео, которое, правда, было не менее фото, чем видео, но всё же видео :)
    Артиллерийскую подготовку начали очень заранее, и с этого года повелось за пару месяцев до фестиваля проводить несколько конкурсов для зрителей, и видеть конкурсные работы было крайне приятно! До сих пор вспоминаем логотип из шурупов, арбузные художества и прочее :) Всё это кстати сохранилось в альбомах группы.
    Оргкомитет даже ездил в другие города и нагло дарил на чужих фестивалях свои подарки: это достаточно забавное занятие, особенно когда потом получатели пишут что-то вроде «эй, а это было лучше основного приза»! :)
    Не обошлось без новых конкурсов: добавили конкурс AMV и «альтернативное» дефиле. Вообще, из года в год пара-тройка случайных людей просила выделенные номинации то на лоли-дефиле, то на джейрок-косплей, то вообще на «ориджинал», но на всё это по отдельности никогда бы не набралось достаточно участников, чтобы составить хоть какой-то конкурс. Поэтому оргкомитет присовокупил к вышеупомянутому списку ещё и косплей по всяким западным, отечественным и прочим не-японским фильмам и мультикам, назвав полученную смесь альтернативой. И таки сработало!
    Помимо прочих нюансов, пятый фестиваль был посвящён «Евангелиону». Тема была раскрыта и в образах ведущих, и в оформлении, и в сюжете, и в некоторых конкурсах. Правда, мы ещё надеялись набрать специальное тематическое дефиле — только из персонажей «Евангелиона», но участников на это дело, увы, не набралось. Но зато были самые настоящие Евы (они и завоевали одну из призовых птиц).
    Маскот остался тот же — Симпу-тян, только уже в новом образе, соответствующем теме. И впервые маскот появился на сцене в форме живого человека :)


Resize of cup_black_1


Resize of zritelГОТлого

    А благодаря художнице Лулу (постоянному участнику и периодическому победителю рисовательных состязаний фестиваля) у оргкомитета появились бейджики с персональными портретами, стилизованными под фестивальную тему. Мало кто заметил такую деталь (да и сколько других мелочей осталось за кадром), но такие мелочи загадочным образом поддерживают нужную атмосферу :)

nerv_box

    
    
    
    
    продолжение следует, но мы не знаем куда